Один американский сенатор сказал перед выборами: "Мне безразлично, ругают меня в газетах или хвалят. Главное, чтобы они не путали мою фамилию!"
18 сентября 2016 года состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва. Движение «Голос» провело медиа-мониторинг избирательной кампании 2016 г. и подготовило предварительный доклад, в котором осветило основные тенденции кампании. Подробный доклад будет выпущен сразу после выборов.
В интервью в начале сентября на канале НТВ глава Центризбиркома Элла Памфилова подчеркнула, что «По сравнению с прошлыми выборами теперь политические партии получили большие информационные возможности и могут рассказывать гражданам о своей программе по телевидению и радио»[1]. В теории либерализация законодательства должна была привести к увеличению медийного «веса» непарламентских и малых партий. Но как в действительности изменение закона и политической ситуации сказалось на освещении партий в СМИ? Что поменялось на практике?
Приводимые ниже данные основываются на результатах мониторинга сообщений из базы данных «Медиалогия» в период с 13 марта 2016 года. База мониторинга включает в себя 22598 медиа (из них: ТВ – 237, радио – 39, пресса – 2471, новостные агентства – 412, остальные – интернет-издания и блоги). Всего было проанализировано более 700 000 сообщений в СМИ разного уровня и типа.
Единственный пик интереса СМИ к партии власти приходится на 27 июня, когда В.В. Путин посетил съезд «Единой России» в Манеже. (На этот же день приходится значительная часть негативных упоминаний ЕР). И тем не менее, мы по-прежнему наблюдаем тотальное доминирование «Единой России» как в федеральных, так и в региональных медиа. Аналогичная картина наблюдалась в 2011-м году.
Активно партия власти фигурировала в СМИ весной (особенно в марте), «праймериз» в мае и съезд в июне дали заметный прирост числа сообщений. Но затем медийный интерес к партии падает почти вдвое. ЕР ведет кампанию по принципу «светиться, но не отсвечивать»: большинство упоминаний партии приходятся на новостные программы, где фигурируют ее члены и кандидаты (зачастую вообще вне связи с выборами). Наиболее заметные информационные поводы тематически касаются либо организационных аспектов проведения предстоящих выборов («ЦИК провел жеребьевку и утвердил текст бюллетеня на выборах в Госдуму», «Попали в десятку»), либо операционной деятельности «Единой России» и президента («О сколько нам отставок чудных. Владимир Путин заменил министра образования и науки», «Перемена мест снимаемых»), либо являются завуалированной агитацией, замаскированной под аналитические статьи и экспертное мнение («Госдума сделает социальный разворот»[2]).
В 2011-м году ЕР была не только ключевым игроком в медиапространстве, но и главной мишенью СМИ: боле 20% всех упоминаний партии власти носили негативный характер (позитивный – всего 14%). В 2016-м «Единая Россия» уже не привлекает такого интереса и остается преимущественно в нейтральной зоне. Что характерно, основная масса негативных упоминаний связана не с агитацией против ЕР в СМИ (как это было пять лет назад в кампании «Против партии жуликов и воров»), а с критикой «ЕдРа» президентом.
И тем не менее, несмотря на падение индекса информационного благоприятствования (он же Медиаиндекс – показатель того, насколько позитивно освещается объект) после июньского съезда, СМИ в этот раз более позитивно освещают деятельность партии власти. Даже с парламентскими партиями разрыв очень велик: на начало избирательной кампании СМИ благоприятствовали «Единой России» в три раза больше, чем КПРФ, и в четыре раза больше, чем «Справедливой России» и ЛДПР.
Разрыв в благоприятствовании со стороны СМИ между ЕР и непарламентскими партиями и вовсе огромен: на начало избирательной кампании (на 20.06.2016) СМИ благоприятствовали ЕР в 50 раз сильнее, чем ПАРНАСУ; в 20 раз сильнее, чем «Яблоку». Диспропорции в медиаиндексе у самых цитируемых СМИ сохраняется. Крупные информагентства благоприятствуют «Единой России» в среднем в два раза чаще.
Исключение здесь составляет газета «Ведомости», которая демонстрирует одинаковое неблагоприятствование как парламентским, так и непарламентским партиям, что связано, скорее, с редакционной политикой издания (активное освещение скандалов с кандидатами).
Хотя на первый взгляд этот график кажется внушительным – есть рост медиа-активности, есть конкуренция, медийные взлеты и падения – обратите внимание на шкалу. Даже самая активная в СМИ непарламентская партия («Яблоко») не достигает уровня освещения самой пассивной из парламентских (ЛДПР).
И тем не менее, среди непарламентских партий можно выделить группу тех, которые обеспечили себе относительную заметность в информационном поле благодаря стратегии последовательной кампании в СМИ: это «Яблоко», «Партия РОСТА», «Родина».
Взяв самый простой показатель – количество сообщений в СМИ, – мы видим, что партии последовательно наращивают присутствие в медиапространстве, планомерно двигаясь к выборам. По-другому вынуждены действовать такие партии как ПАРНАС и Партия пенсионеров. Их стратегия – стратегия «выброса». Основное присутствие в медиапространстве связано с конфликтами, которые широко освещаются СМИ.
Присутствие в медиапространстве становится «скачкообразным», а партии получают наибольших процент негативно-окрашенных сообщений: 10% от всех упоминаний в СМИ о партии у РППС. Вторая партия, у которой 7% негативных сообщений – ПАРНАС. При том, что в остальном фон избирательной кампании является нейтральным: у всех остальных непарламентских партий более 90% сообщений носят нейтральный характер, а количество негативных не превышает 4%.
Партия власти вложилась в работу с регионами задолго до начала избирательной кампании (март 2016 года): две трети сообщений с упоминанием ЕР приходятся на региональные СМИ.
Похожую картину регионализации мы видим и у непарламентских партий.
ПАРНАС – единственная партия, которая представлена почти поровну и в региональных, и в федеральных СМИ. Кроме того, есть еще одно любопытное отличие у кампании 2016-го года: ставка на интернет-медиа. Если исключить из выборки весь «информационный шум» Интернет-агентств, то обнаружится, что каждое пятое сообщение о партии ПАРНАС сделано в блогах. Парламентские партии продолжают «ставить» на традиционные СМИ: телевидение и прессу.
Новые тренды 2016-го года: регионализация, фактический отказ партии власти от ведения активной кампании на федеральном уровне и «вытеснение» непарламентской оппозиции в блоги и социальные сети.
Текст доклада в PDF
[2] “Главным отличием нового состава Госдумы от нынешнего станет существенное снижение числа представителей бизнеса. А главный тренд седьмого созыва — личная ответственность политиков.” Далее: http://izvestia.ru/news/623158#ixzz4Jzc98sw8
18 сентября 2016 года состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва. Движение «Голос» провело медиа-мониторинг избирательной кампании 2016 г. и подготовило предварительный доклад, в котором осветило основные тенденции кампании. Подробный доклад будет выпущен сразу после выборов.
В интервью в начале сентября на канале НТВ глава Центризбиркома Элла Памфилова подчеркнула, что «По сравнению с прошлыми выборами теперь политические партии получили большие информационные возможности и могут рассказывать гражданам о своей программе по телевидению и радио»[1]. В теории либерализация законодательства должна была привести к увеличению медийного «веса» непарламентских и малых партий. Но как в действительности изменение закона и политической ситуации сказалось на освещении партий в СМИ? Что поменялось на практике?
Приводимые ниже данные основываются на результатах мониторинга сообщений из базы данных «Медиалогия» в период с 13 марта 2016 года. База мониторинга включает в себя 22598 медиа (из них: ТВ – 237, радио – 39, пресса – 2471, новостные агентства – 412, остальные – интернет-издания и блоги). Всего было проанализировано более 700 000 сообщений в СМИ разного уровня и типа.
«Единая Россия»: от 2011-го к 2016-му
Чем освещение парламентской кампании 2016-го года отличается от предыдущей (2011)? Разгар ее пришелся на период летних отпусков, что существенно сказалось на интенсивности медийного сопровождения – это была самая вялая и неактивная кампания десятилетия.Динамика упоминаний-2016
Единственный пик интереса СМИ к партии власти приходится на 27 июня, когда В.В. Путин посетил съезд «Единой России» в Манеже. (На этот же день приходится значительная часть негативных упоминаний ЕР). И тем не менее, мы по-прежнему наблюдаем тотальное доминирование «Единой России» как в федеральных, так и в региональных медиа. Аналогичная картина наблюдалась в 2011-м году.
Динамика упоминаний-2011
Активно партия власти фигурировала в СМИ весной (особенно в марте), «праймериз» в мае и съезд в июне дали заметный прирост числа сообщений. Но затем медийный интерес к партии падает почти вдвое. ЕР ведет кампанию по принципу «светиться, но не отсвечивать»: большинство упоминаний партии приходятся на новостные программы, где фигурируют ее члены и кандидаты (зачастую вообще вне связи с выборами). Наиболее заметные информационные поводы тематически касаются либо организационных аспектов проведения предстоящих выборов («ЦИК провел жеребьевку и утвердил текст бюллетеня на выборах в Госдуму», «Попали в десятку»), либо операционной деятельности «Единой России» и президента («О сколько нам отставок чудных. Владимир Путин заменил министра образования и науки», «Перемена мест снимаемых»), либо являются завуалированной агитацией, замаскированной под аналитические статьи и экспертное мнение («Госдума сделает социальный разворот»[2]).
В 2011-м году ЕР была не только ключевым игроком в медиапространстве, но и главной мишенью СМИ: боле 20% всех упоминаний партии власти носили негативный характер (позитивный – всего 14%). В 2016-м «Единая Россия» уже не привлекает такого интереса и остается преимущественно в нейтральной зоне. Что характерно, основная масса негативных упоминаний связана не с агитацией против ЕР в СМИ (как это было пять лет назад в кампании «Против партии жуликов и воров»), а с критикой «ЕдРа» президентом.
Характер упоминаний-2016
И тем не менее, несмотря на падение индекса информационного благоприятствования (он же Медиаиндекс – показатель того, насколько позитивно освещается объект) после июньского съезда, СМИ в этот раз более позитивно освещают деятельность партии власти. Даже с парламентскими партиями разрыв очень велик: на начало избирательной кампании СМИ благоприятствовали «Единой России» в три раза больше, чем КПРФ, и в четыре раза больше, чем «Справедливой России» и ЛДПР.
Медиаиндекс: информационное благоприятствование-2016
Разрыв в благоприятствовании со стороны СМИ между ЕР и непарламентскими партиями и вовсе огромен: на начало избирательной кампании (на 20.06.2016) СМИ благоприятствовали ЕР в 50 раз сильнее, чем ПАРНАСУ; в 20 раз сильнее, чем «Яблоку». Диспропорции в медиаиндексе у самых цитируемых СМИ сохраняется. Крупные информагентства благоприятствуют «Единой России» в среднем в два раза чаще.
Информационное благоприятствование: ТАСС
Исключение здесь составляет газета «Ведомости», которая демонстрирует одинаковое неблагоприятствование как парламентским, так и непарламентским партиям, что связано, скорее, с редакционной политикой издания (активное освещение скандалов с кандидатами).
Информационное благоприятствование: «Ведомости»
Непарламентские партии
В отличие от партии власти, выбравшей стратегию нейтрализации и «ухода в тень», непарламентские партии попытались активизировать свое медиа-присутствие: количество сообщений растет по мере приближения к выборам практически у всех игроков. При этом в отношении малых партий сильная диспропорция представленности в СМИ сохраняется практически на всем протяжении избирательной кампании: количество сообщений про эти партии в 2–3 раза меньше, чем про парламентские.Динамика количества сообщений (непарламентские партии)
Хотя на первый взгляд этот график кажется внушительным – есть рост медиа-активности, есть конкуренция, медийные взлеты и падения – обратите внимание на шкалу. Даже самая активная в СМИ непарламентская партия («Яблоко») не достигает уровня освещения самой пассивной из парламентских (ЛДПР).
И тем не менее, среди непарламентских партий можно выделить группу тех, которые обеспечили себе относительную заметность в информационном поле благодаря стратегии последовательной кампании в СМИ: это «Яблоко», «Партия РОСТА», «Родина».
Взяв самый простой показатель – количество сообщений в СМИ, – мы видим, что партии последовательно наращивают присутствие в медиапространстве, планомерно двигаясь к выборам. По-другому вынуждены действовать такие партии как ПАРНАС и Партия пенсионеров. Их стратегия – стратегия «выброса». Основное присутствие в медиапространстве связано с конфликтами, которые широко освещаются СМИ.
«Неровные кампании»
Присутствие в медиапространстве становится «скачкообразным», а партии получают наибольших процент негативно-окрашенных сообщений: 10% от всех упоминаний в СМИ о партии у РППС. Вторая партия, у которой 7% негативных сообщений – ПАРНАС. При том, что в остальном фон избирательной кампании является нейтральным: у всех остальных непарламентских партий более 90% сообщений носят нейтральный характер, а количество негативных не превышает 4%.
Курс на регионализацию
Участие регионов России в избирательной кампании неравномерно, что связано как со слабостью института СМИ в некоторых регионах, так и со слабостью региональных кампаний. Несмотря на это, в силу изменения законодательства, все парламентские и непарламентские были вынуждены сделать ставку на работу с регионами.Партия власти вложилась в работу с регионами задолго до начала избирательной кампании (март 2016 года): две трети сообщений с упоминанием ЕР приходятся на региональные СМИ.
Региональное присутствие партии власти в СМИ
«Единая Россия» – самая представленная в региональных СМИ партия (что неудивительно, учитывая специфику кампаний в одномандатных округах).Соотношение региональных и федеральных СМИ (парламентские партии)
Похожую картину регионализации мы видим и у непарламентских партий.
Соотношение региональных и федеральных СМИ (непарламентские партии)
ПАРНАС – единственная партия, которая представлена почти поровну и в региональных, и в федеральных СМИ. Кроме того, есть еще одно любопытное отличие у кампании 2016-го года: ставка на интернет-медиа. Если исключить из выборки весь «информационный шум» Интернет-агентств, то обнаружится, что каждое пятое сообщение о партии ПАРНАС сделано в блогах. Парламентские партии продолжают «ставить» на традиционные СМИ: телевидение и прессу.
Электоральная апатия
В отличие от интенсивной и оживленной кампании 2011 года, апатичная кампания 2016-го не оставила заметного информационного следа. Хотя изменения законодательства должны были стимулировать информационную активность непарламентских и малых партий, этого не произошло – как в федеральных, так и в региональных СМИ сохраняется тотальное доминирование «Единой России». Этому в немалой степени способствовали период летних отпусков и пассивность самих политических «игроков».Новые тренды 2016-го года: регионализация, фактический отказ партии власти от ведения активной кампании на федеральном уровне и «вытеснение» непарламентской оппозиции в блоги и социальные сети.
Текст доклада в PDF
Сноски
[1] http://pronedra.ru/globalpolitics/2016/09/11/pamfilova-partii-vybory/[2] “Главным отличием нового состава Госдумы от нынешнего станет существенное снижение числа представителей бизнеса. А главный тренд седьмого созыва — личная ответственность политиков.” Далее: http://izvestia.ru/news/623158#ixzz4Jzc98sw8
Новости и воззвания (сентябрь 2016)
Ушаков попросил Памфилову пресечь фальсификации в 212-м думском округе
13 сентября 2016
Депутат Государственной думы от партии "Справедливая Россия" Дмитрий Ушаков обратился к главе Центризбиркома Элле Памфиловой с просьбой пресечь вероятные фальсификации в 212-м одномандатном избирательном округе.
"В настоящий момент по всему городу происходит выдача открепительных удостоверений чиновникам, вероятно для последующего голосования в 19-м одномандатном округе на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а также продажа открепительных удостоверений за 1500 рублей при условии голосования за кандидатов от "Единой России", – говорится в заявлении Дмитрия Ушакова в ЦИК.
Интервью Рифата Шайхутдинова ТАСС
Наши предвыборные лозунги:"Мы - честные правые", "Россия без олигархов!", "Нет ельцинизму!", "Свое дело - работа для многих", "Меньше банков, больше заводов", "Кормильцы семей, объединяйтесь", "Честные граждане", "Село кормит страну. А кого кормит брошенная земля?".
Планируете ли вы, с учетом этих прогнозов, разрабатывать особую тактику именно для этих регионов? Если да, то на чем она будет строиться?
Усиленное внимание у нас приковано к следующим регионам: Самарская, Мурманская, Свердловская области, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Красноярский край. В этих регионах "Гражданская платформа" не только проводит российскую кампанию, но и активно участвует в региональных и муниципальных выборах.
Каковы ваши оптимистичный и пессимистичный прогнозы на ее результаты?
"Гражданская платформа" стремится преодолеть пятипроцентный барьер для прохождения федерального списка и провести до пяти кандидатов по одномандатным округам.
Источник: «ТАСС» / Москва / 09. 09. 2016 /
Обращение кандидатов в депутаты ЗакС Санкт-Петербурга по 19-му одномандатному избирательному округу к жителям Петергофа, Стрельны, Володарского, Красного Села, Сосновой поляны, Горелово, Константиновского, Ломоносова.
Выборы в нашем округе №19 хотят фальсифицировать!
Необходимо поставить заслон этому преступлению. В средствах массовой информации появилась информация о системе массовых фальсификаций на выборах в Петродворцовом и Красносельском районах. Как фальсифицируют: в ящики для голосования (урны) вбрасывались пачки бюллетеней, с галочкой за одного из кандидатов, учителей, воинские училища и части, социальных работников заставляли голосовать по 2-3 раза за «нужную» партию или кандидата, использовались фальшивые дополнительные списки несуществующих избирателей, крутилась т. н. «карусель», бюллетени для КОИБов фальсифицировались. Так достигался «нужный» результат. Но это не результат народного голосования, а преступная подтасовка цифр. В настоящий момент поданы заявления в Генеральную Прокуратуру, в Главное Управление МВД по Санкт-Петербургу, в Центральную избирательную комиссию, в Следственный комитет РФ, в приемную Президента Российской Федерации. Начинается расследование преступной административной схемы.
Сегодня мы, кандидаты, представители парламентских партий, объединяем свои усилия в наблюдении за голосованием 18-го сентября. Выборы должны быть честными!
Призываем вас, жителей округа, избирателей помочь нам в этом, проявить гражданскую позицию, защитить свой округ. Для этого нужно всем прийти на участки 18-го сентября и проголосовать по совести. Высокая явка в нашем округе поставит заслон перед фальсификаторами. А правоохранительные органы, наш контроль и наблюдение помогут остановить преступников. Призываем членов избирательных комиссий, работников бюджетной сферы, учителей, курсантов училищ и служащих воинских частей, социальных работников не поддаваться административному давлению, а поддержать Президента, который потребовал честных выборов. Не участвуйте в преступных схемах, проголосуйте честно.
Не дадим обмануть жителей, защитим избирателей 19-го округа!
- КПРФ Андреева Алла Анатольевна
- «Яблоко» Истомин Евгений Петрович
- ЛДПР Левченко Максим Борисович
- «Справедливая Россия» Захаров Евгений Александрович
Источник: Официальный сайт Аллы Андреевой
Главные игроки на выборах в Санкт-Петербурге в сентябре 2016 года
- Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в городе Санкт-Петербурге
- Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА"
- Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге
- Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
- Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"
- Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ"
Узнай больше о выборах в Санкт-Петербурге
- На малых выборах - как в капле воды. . .
- Вишневский Борис Лазаревич
- Старые знакомые в новом избиркоме
- Возвращение к имени Санкт-Петербург
- Санкт-Петербург бьет рекорды явки. 167% - не предел?
- Нервный ТИК
- Валерий Зорькин против революции
- Ответ, что делать
- Конец белой революции
Комментариев нет:
Отправить комментарий