воскресенье, 1 июня 2014 г.

Выборы в Санкт-Петербурге. Сентябрь 2014.

Антон МУХИН

Кто и что может помешать Георгию Полтавченко переизбраться губернатором Петербурга




14 сентября в Петербурге пройдут досрочные губернаторские выборы – это практически неизбежный факт. Он не стал сюрпризом. Цепочка событий, на которые указывал «Город 812» еще с начала весны, явно вела к такому финалу.

В руках у Смольного есть такой мощный ресурс, как муниципальный фильтр, который дает ему возможность подобрать себе конкурентов на собственный вкус. Однако законы жанра могут не позволить ему так поступить.

Досрочное освобождение


На прошлой неделе Георгий Полтавченко подтвердил: «Такие разговоры (о досрочных выборах. – А.М.) имеют место быть». Хотя он пока «в раздумьях». Абстрактность формулировки не должна смущать: признание официальным лицом факта наличия разговоров в нашей политической традиции трактуется как «да». Или, по крайней мере, это означает, что сам Георгий Полтавченко искренне верит в губернаторские выборы 14 сентября.
На прошлой же неделе ЗакС экстренно допринимал изменения в законы о выборах губернатора и муниципалов. Муниципальные выборы также должны пройти 14 сентября.
На своем посту Георгий Полтавченко ведет себя столь меланхолично, что многие вообще не верили в его желание оставаться на следующий срок. Однако начиная с весны признаки подготовки к выборам сопровождались слухами о том, как губернатор ездил в Москву обсуждать возможности переизбрания. Мотивация переизбираться именно сейчас очевидна: Крым уже наш, а кризиса в экономике еще нет, к тому же нынешний состав муниципалов абсолютно лоялен, а будет ли таким же новый – вопрос.
Судя по всему, высочайшее согласие на переизбрание получено и механизм запущен. Некоторые, впрочем, продолжают сомневаться: вдруг, говорят они, Георгий Полтавченко договаривается о досрочных выборах для себя, а некие его недоброжелатели в Москве постараются обернуть дело так, чтобы это были досрочные выборы кого-то другого. Но большинство наблюдателей склоняются к мысли, что переизбирать в сентябре мы будем именно Полтавченко.
По закону выборы должны быть объявлены в интервале от 90 до 100 дней до голосования, то есть 6-16 июня. К этому моменту губернатору необходимо сложить свои полномочия. То есть ждать развязки остается совсем недолго. После чего кандидатам дается месяц на выдвижение. Этот месяц и является ключевым во всей кампании.
Выдвигать кандидатов могут только партии (самовыдвижение городским законом не предусмотрено). Кандидат должен пройти муниципальный фильтр: собрать подписи 10% муниципалов (140 человек), представляющих не менее, чем 3/4 муниципалитетов. Причем один муниципал может подписаться только за одного кандидата. Фильтр в Петербурге установлен максимально жестким в тех рамках, которые оговорены федеральным законодательством. Все муниципалы, за редким исключением, ориентируются на власть, и в таком принципиальном вопросе, как подпись за кандидата в губернаторы, никакой самостоятельности себе не позволят. Впрочем, по подсчетам оппозиции, если все они объединят своих муниципалов, на одного кандидата им все-таки хватит. Однако для этого, во-первых, надо объединиться, во-вторых – чтобы муниципалы не дрогнули.
С точки зрения тактики Георгию Полтавченко следовало бы избрать шаблонную кампанию кандидата от партии власти: скучную и невзрачную. Идеально, если бы его соперниками были 2-3 бесцветных человека, отбивающих у людей охоту идти на выборы. Тогда на участки придут только избиратели старой советской закалки и мобилизованные административным ресурсом граждане. Их голосами Георгий Полтавченко может победить с практически чеченским результатом.

Лучше меньше, а если нельзя – то больше

Однако этот идеальный сценарий представляется не очень реализуемым по нескольким причинам. Во-первых, так до конца и нет ответа на вопрос, откуда на выборах в Москве взялся Алексей Навальный, которому Сергей Собянин подарил недостающие подписи муниципалов. Одно дело – если вступить в противоборство с Навальным было личным решением Собянина. А если это – воля Кремля, желавшего, чтобы выборы выглядели максимально интересно и легитимно? Тогда и на родине президента двумя бледными конкурентами Смольному не обойтись. Во-вторых, в Петербурге целых три парламентские партии, считающие себя оппозиционными, плюс группа Резника из «Гражданской платформы». Совсем не пускать их на выборы нельзя. А если пустить кого-нибудь одного, то будет еще хуже, так как ему достанется весь протестный электорат. В таком случае, наоборот, нужно пускать всех, чтобы оппозиционеры оттягивали голоса друг у друга. Но тогда возникнет другая проблема: кампания приобретет хоть и относительную, но яркость, яркость повышает явку, а чем она выше, тем больше разносторонне мыслящих избирателей придут на участки.
Как поступить Смольному? Видимо, алгоритм должен быть следующим: пусть участвуют все
партии, но – не своими лидерами. Как на выборах Путина в 2004 году, когда от КПРФ и ЛДПР вместо Зюганова и Жириновского, шли люди второго плана. В первую очередь, видимо, будут стараться не пустить на выборы Оксану Дмитриеву, которая, по данным соцопросов, является ближайшим конкурентом Георгия Полтавченко и уже заявляла о своем намерении бороться за губернаторское кресло. Эта задача облегчается тем, что федеральное руководство «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым ревниво относится к Дмитриевой и, вполне возможно, захочет выдвинуть вместо нее либо самого Миронова, либо бывшего лидера городских эсеров Олега Нилова. Впрочем, источники утверждают, что де-юре без решения регионального отделения в Москве самостоятельно никого выдвинуть не смогут, а отделение контролируется Дмитриевой. К тому же она якобы настроена столь решительно, что если ее не выдвинет «Справедливая Россия», может пытаться пойти от другой партии, и это приведет к никому не нужному скандалу.
«Региональное отделение будет выдвигать меня, – заявила сама Оксана Дмитриева «Городу 812». – Надеюсь, что федеральное руководство пойдет навстречу мнению петербургских эсеров».
От «Яблока», как считается, собирается баллотироваться не Григорий Явлинский, а депутат ЗакСа Борис Вишневский (хотя непонятно, кто для Смольного опасней). На прошлом заседании городского парламента спикер Вячеслав Макаров даже поиронизировал, что Вишневский выступает, как будто уже стал «не только кандидатом в губернаторы, но и губернатором».
«Решение, кому от нас выдвигаться, будет принимать партия, – сказал Борис Вишневский «Городу 812». – Лично я думаю, что это должен быть Григорий Явлинский. По своему опыту и знаниям он превосходит и нас всех, и большинство конкурентов из других партий». 


«Наша партия может кого-то поддержать – например, Дмитриеву, или выдвинуть – например, меня. Пока слишком много неизвестного», – заявил «Городу 812» лидер сторонников «Гражданской платформы» в ЗакСе Максим Резник.

Явка меньше, чем жизнь


Главный фактор, который должен держать в уме Смольный, – второй тур. Сейчас, по словам социолога Романа Могилевского, деятельность Георгия Полтавченко одобряют около 40% горожан. Одобрение и желание голосовать – не одно и то же, однако, говорит Могилевский, на примере выборов Матвиенко видно, что те, кто одобрял ее работу, и составили основной костяк голосовавших за Валентину Ивановну.
Цифра 40% сейчас, до начала кампании, ни о чем не говорит – она вполне может вырасти. Но в равной степени и упасть – если Смольный поведет выборы неправильно. Главной опасностью в этом смысле является чрезмерное усердие на местах. Тут можно вспомнить опыт Валентины Матвиенко 2003 года – избыточность ее пиар-активности и слишком жесткое по тем временам давление на оппонентов привело ко второму туру. Риск возрастает и в случае повышения явки, которая может стать следствием яркой, с драматургией, кампании. Но при этом нужно помнить и опыт Собянина, который, как считается, делал ставку на низкую явку – она в итоге оказалась действительно низкой, только сторонники Навального пришли голосовать, а сторонники действующего мэра, уверенные в его победе, поехали на дачи.
Надо учитывать и имидж самого Георгия Полтавченко. По сравнению с Валентиной Матвиенко он почти ничем не прославился, в результате у губернатора нет убежденных врагов – разве что идейные оппозиционеры, которые не любят всех представителей партии власти. Но по этой же причине у него мало убежденных сторонников. В результате огромная часть избирателей может качнуться как в ту, так и в другую сторону. И если он вдруг получит сильного конкурента – победить будет не так-то просто.

Из какой башни будете?


Другой фактор, который мы видели в 2003 году и, вероятно, увидим сейчас, может быть назван «фактором Сухенко»: против Валентины Матвиенко выдвинулся депутат ЗакСа Константин Сухенко, которому была обещана поддержка со стороны неких околокремлевских сил.
В Кремле много башен, они конкурируют друг с другом, и если одна «за», то какая-нибудь будет «против». Смысл здесь может быть и в том, что друзьям Полтавченко захотят насолить их враги. И в том, чтобы попробовать половить рыбу в мутной воде. Условно говоря: «У нас есть кандидат, который каждый день сжигает у вашего кандидата 100 нервных клеток. Но если мы договоримся, то его больше не будет». Нельзя забывать и о Валентине Матвиенко, которая еще сохраняет интересы в Петербурге. И тоже, теоретически, готова была бы поучаствовать в торговле.
Подтверждением, что какая-то работа в этом направлении ведется, является следующая история. В начале недели, как пишет ЗакС.ру, экс-спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов встречался с нынешним спикером Вячеславом Макаровым и говорил ему, что в закон о губернаторских выборах надо включить самовыдвижение. Но нынешний спикер ответил бывшему, что никакого самовыдвижения в законе не будет. На том они и расстались.
Зачем Тюльпанову самовыдвижение? Наиболее логичное объяснение – если где-нибудь в Москве придумали проект «петербургский Навальный», то выдвигать его самостоятельно гораздо сподручнее, чем искать для этого какую-нибудь партию.

Братья их меньшие

На фоне губернаторской кампании муниципальная совсем отошла в тень. Для нее теперь тоже все поменялось. Причем не в пользу «Единой России» и нынешнего депутатского корпуса. Во-первых, однозначно вырастет явка — в сентябре на участки придут не только активисты ветеранских организаций. Во-вторых, если в губернаторской кампании будут участвовать представители оппозиционных партий, это поднимет уровень известности и самих партий, привлекая к ним внимание.
До сих пор остается непонятным, кто поведет на выборы колонны кандидатов от партии власти: «Единая Россия» через своих заксовских депутатов или районные администрации. Несмотря на вполне мирные отношения между Смольным и ЕР губернатор, как считается, планирует вывести муниципалов из-под нынешнего контроля со стороны депутатов ЗакСа. Источники утверждают, что в ряде районов (называют, в частности, Невский и Василеостровский) администрации уже составили списки своих кандидатов, которые имеют мало общего со списками действующих муниципалов.

Кстати

Два закона о выборах – муниципальных и губернаторских, – принятые ЗакСом в минувшую среду, возмутили оппозиционеров. Которые назвали их «Инструкцией по фальсификации выборов». В закон, в частности, возвращен пункт о досрочном голосовании, на муниципальных выборах будут голосовать люди с временной регистрацией, будут возможны временные участки. Впрочем, по мнению эксперта по выборному законодательству Вячеслава Плахотнюка, за исключением досрочного голосования, отмену которого Конституционный суд недавно признал незаконной, ничего нового в законах не появилось. «Если исходить из парадигмы, что все изменения в законы о выборах, которые вносит власть, она вносит с целью облегчения собственного переизбрания, то в этих изменениях можно увидеть инструменты для фальсификаций, – считает он. – Но кроме досрочного голосования, это те же самые инструменты, которые были на прошлых выборах».

«Я против губернаторской чехарды»


Андрей Константинов, советник губернатора Петербурга:
- Если досрочные выборы губернатора действительно будут, то у меня к ним двойственное отношение. С одной стороны, я уверен, что Георгий Полтавченко с большим отрывом победит, и это хорошо, потому что я вообще против губернаторской чехарды, но с другой – мне грустно как драматургу, можно сказать, как художнику, потому что это будут неинтересные, бесконфликтные выборы. На выборы интересно смотреть, когда это соревнование, а если соревнования нет – то и смотреть незачем. Ни у кого из фигур, которые могут на этих выборах появиться, против Полтавченко нет никаких шансов. Чего бы я хотел? Я бы хотел нерва, предвыборных страстей, но одновременно желал бы Полтавченко всяческой удачи.

Полностью читать в журнале "Город-812"

После фальшивых выборов в крупных городах России возникло протестное движение. Россияне не хотят жить по-старому, в бюрократическом рабстве. Народ ищет ответ на вопрос: как жить дальше? Что впереди: олигархия, монархия или демократия? Избранные в 1990 году на честных выборах депутаты Ленсовета с самого начала 2012 года, открыв этот блог, дискутируют, каким станет государство в России в XXI веке. Какую форму правления изберет свободолюбивый многонациональный и исторически юный народ России: олигархию, монархию, деспотию или демократию? Может быть, меритократию, что в переводе означает "власть лучших" или религиозный строй - клерикализм?
Проблема не так проста, как кажется на первый взгляд, и даже на второй. Естественно, Россия волшебным образом не превратится в демократию. Лишь некоторые страны и народы движутся по направлению к демократии, к гуманизму.Настоящей демократии, по правде-то говоря, нет ни в одном государстве на нашей планете. Пока. В этом уверены авторы блога. Есть шанс, что Россия так и останется имитационной демократией, как в конце века XX, с торжественными отчетами Правительства перед депутатами, голосованием, безвластными парламентами различного уровня, то есть такими процедурами и госорганами, которые ничего не решают. Решает кто-то один, или управляет "закулисье".
Свои предположения о будущем России представляют правозащитник Юрий Вдовин, прокурор Леонид Полохов, публицист Павел Цыпленков, журналист Александр Сазанов и другие авторы этого блога.
Журналист Павел Цыпленков пишет о прогрессе, революции и демократии, например, Ленсоветовцы отметили 20-летие конца советской власти в России.
Юрий Вдовин опубликовал недавно критическую заметку Легкая агрессивная ранимость и толстокожесть – в одном стакане?
Адвокат Сергей Егоров разместил в блоге политическую работу Судьба России в XXI веке: Учиться "правильной" демократии.
А что вы думаете о будущем России?

Комментариев нет:

Отправить комментарий