В предстоящее воскресенье россияне вновь начнут избирать губернаторов
Санкт-Петербургские ведомости, выпуск № 196 от 12.10.2012
14 октября в стране пройдет достаточно широкая первая проверка провозглашенной в декабре прошлого года реформы нашей политической системы, которая сводится не только к возвращению почти прямых выборов губернаторов, но к и начавшемуся развитию многопартийности.
Все внимание регионам
В пяти регионах – Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях в предстоящее воскресенье вновь будут выбирать губернаторов путем всеобщего прямого тайного голосования. И, будем надеяться, с честным подсчетом голосов, чему, надо полагать, поспособствуют веб-камеры на избирательных участках.
В шести субъектах РФ пройдут также выборы (но уже без веб-камер) депутатов законодательных (представительных) органов госвласти: Республика Северная Осетия – Алания, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Пензенская, Саратовская и Сахалинская области. Половину депутатов будут избирать по партийным спискам, половину – по одномандатным округам. Кроме того, пройдут выборы городской думы Барнаула, думы Владивостока, Курского городского собрания, Тверской городской думы – всего в семи столицах субъектов РФ. А еще будут выборы главы округа «Город Калининград», мэра в подмосковных Химках и много других выборов помельче.
Согласно новому федеральному законодательству кандидат в губернаторы должен собрать от 5 до 10% подписей депутатов всех уровней субъекта РФ.
В Красноярском крае решили остановиться на 5% — это чуть больше 300 подписей. Глава региона будет избираться на пять лет. Возглавлять край можно не более двух сроков подряд. Кандидатов в губернаторы смогут выдвигать только политические партии.
Принятие законопроекта сопровождалось оживлёнными спорами. По замыслу разработчиков, необходимость заручиться поддержкой представителей местного самоуправления должна стать барьером для разного рода «политических сумасшедших». Именно этот пункт вызвал самые серьёзные дебаты, поскольку представители оппозиционных партий выразили опасение, что в эту категорию попадут именно их представители. Не секрет, что «Единая Россия» имеет большинство на всех уровнях законодательной власти. «А если за меня отдаст подпись депутат от «Единой России», его отзовут или выгонят из партии?», — задаёт риторический вопрос Марина ДОБРОВОЛЬСКАЯ, депутат-справоросс.
Кроме того, парламентарии предположили, что сельские депутаты не избегут и соблазна продажи своих автографов. «Депутаты местных Советов хорошо повеселятся — коррупционная составляющая закона очевидна», — говорит Александр ДЬЯКОВ, депутат ЗС.
«Это тот случай, когда хорошую инициативу президента превратили в непреодолимую преграду, — заявил Николай ТРИКМАН, руководитель фракции «Справедливая России». — То, что мы устанавливаем, это не фильтры, а плотина, которую не преодолеть оппозиционным партиям».
Тем не менее, большинство парламентариев признали, что при всех его недостатках закон надо принимать. Возникшие вопросы, по крайней мере, там, где на это хватит краевых полномочий, будут проработаны ко второму чтению. «За» проголосовали 38 депутатов из 52. «Мы поставлены в такую ситуацию, что не можем не голосовать за закон, и в то же время фракцию в таком виде он не устраивает, — говорит Артём ЧЕРНЫХ, депутат от ЛДПР. — Необходимо выходить с инициативой в Госдуму об изменении федеральных норм».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей КОМАРИЦЫН, политолог:
— Ни о каком развитии демократии тут и речи быть не может. Запрет самовыдвиженцев — самое яркое тому подтверждение. Аргументация, почему так сделали, не выдерживает никакой критики. Да, во всём мире есть партийный принцип, но он при этом не отменяет возможность выдвинуть кандидатуру самостоятельно. А так всё снова ведёт к развитию «партийного бизнеса»: нужно серьёзному человеку заручиться поддержкой — он её просто покупает.
В Красноярском крае решили остановиться на 5% — это чуть больше 300 подписей. Глава региона будет избираться на пять лет. Возглавлять край можно не более двух сроков подряд. Кандидатов в губернаторы смогут выдвигать только политические партии.
Принятие законопроекта сопровождалось оживлёнными спорами. По замыслу разработчиков, необходимость заручиться поддержкой представителей местного самоуправления должна стать барьером для разного рода «политических сумасшедших». Именно этот пункт вызвал самые серьёзные дебаты, поскольку представители оппозиционных партий выразили опасение, что в эту категорию попадут именно их представители. Не секрет, что «Единая Россия» имеет большинство на всех уровнях законодательной власти. «А если за меня отдаст подпись депутат от «Единой России», его отзовут или выгонят из партии?», — задаёт риторический вопрос Марина ДОБРОВОЛЬСКАЯ, депутат-справоросс.
Кроме того, парламентарии предположили, что сельские депутаты не избегут и соблазна продажи своих автографов. «Депутаты местных Советов хорошо повеселятся — коррупционная составляющая закона очевидна», — говорит Александр ДЬЯКОВ, депутат ЗС.
«Это тот случай, когда хорошую инициативу президента превратили в непреодолимую преграду, — заявил Николай ТРИКМАН, руководитель фракции «Справедливая России». — То, что мы устанавливаем, это не фильтры, а плотина, которую не преодолеть оппозиционным партиям».
Тем не менее, большинство парламентариев признали, что при всех его недостатках закон надо принимать. Возникшие вопросы, по крайней мере, там, где на это хватит краевых полномочий, будут проработаны ко второму чтению. «За» проголосовали 38 депутатов из 52. «Мы поставлены в такую ситуацию, что не можем не голосовать за закон, и в то же время фракцию в таком виде он не устраивает, — говорит Артём ЧЕРНЫХ, депутат от ЛДПР. — Необходимо выходить с инициативой в Госдуму об изменении федеральных норм».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей КОМАРИЦЫН, политолог:
— Ни о каком развитии демократии тут и речи быть не может. Запрет самовыдвиженцев — самое яркое тому подтверждение. Аргументация, почему так сделали, не выдерживает никакой критики. Да, во всём мире есть партийный принцип, но он при этом не отменяет возможность выдвинуть кандидатуру самостоятельно. А так всё снова ведёт к развитию «партийного бизнеса»: нужно серьёзному человеку заручиться поддержкой — он её просто покупает.
Плотный фильтр
Почему выборы губернаторов я назвал «почти прямыми»? Да потому, что для регистрации кандидатом, по действующему законодательству, надо заручиться поддержкой некоторого количества муниципальных депутатов. В каждом регионе муниципальный фильтр свой – где-то 5%, где-то 10%. И каждый муниципал может поддержать только одного кандидата. Помните, как когда-то к вам приходили сборщики подписей, и вы могли поддержать и этого, и того, и третьего выдвиженца, а уже потом разбираться, какая у кого программа, кто выглядит убедительнее на дебатах и за кого вам стоит проголосовать? Теперь такой вольницы нет. Чем должен руководствоваться муниципальный депутат, принимая решение о том, кого поддержать, а кому в поддержке отказать? Честностью голубых глаз кандидата или его биографией? Или решением руководства своей партии? Большинство депутатов-то у нас партийные. Кроме того, подписи муниципалов должны быть нотариально заверены, а подписные листы правильно заполнены.
В Брянской области кандидату в губернаторы, чтобы собрать всего-то 241 подпись, требовалось заручиться поддержкой 7% депутатов, причем они должны были представлять три четверти районов и городских округов (22). И хоть собирали кандидаты с запасом и уж, конечно, проверяли все и перепроверяли, однако кандидат Вадим Потомский от КПРФ обратился в суд с требованием отменить регистрацию кандидата Николая Денина («Единая Россия»). Коммунисты провели свою проверку и выяснили, что «более 13 подписей» за Денина являются «недостоверными»: и сделаны подписи не муниципальными депутатами лично, и нотариально заверены неверно... И хоть доказывал представитель тамошнего избиркома, что «незначительные нарушения в оформлении подписных листов не могут служить основанием для отмены регистрации», судья был строг и намекнул, что если одних кандидатов за «неточности» наказывают, то прощать такие же неточности другим негоже. Намек был на кандидата Вячеслава Рудникова («Справедливая Россия»), в документах которого областной избирком усмотрел недостоверные и недействительные подписи, и Рудников с дистанции слетел. Судебное разбирательство в Брянске было нешуточным, и дело даже не в его итоге, а в той плотности, какую показал там муниципальный фильтр. Достаточно лишь представить себе, как непросто будет в перспективе питерским выдвиженцам на пост губернатора при наличии у нас 111 муниципалитетов.
Сквозь призму многопартийности
Начавшаяся эра бурной многопартийности вселяла надежду на то, что упрощенный порядок регистрации новых партий позволит войти в политику новым людям, действительно обострит политическую конкуренцию и заставит большую думскую «четверку» шевелиться не только на телеэкранах. Но, хотя инициативные группы по созданию новых политических партий и завалили Министерство юстиции двумя сотнями заявок, на сегодняшний день там зарегистрировано меньше трех десятков партий. «Живых» же и действующих, а главное, хоть в какой-то мере влиятельных партийных организаций у нас, похоже, вряд ли будет больше десятка. На эту мысль наводят отчасти и осенние избирательные кампании в регионах.
Потенциальные возможности для участия в выборах 14 октября имели около двух десятков партий, но далеко не все из них располагали своими региональными отделениями там, где были назначены губернаторские или парламентские выборы. В результате в Амурской области в борьбу решили вступить только шесть партий. Кандидат от «Правого дела» Виктор Черемисин, однако, не был поддержан достаточным числом муниципалов, а кандидат Сергей Пузиков от Республиканской партии России не был зарегистрирован, поскольку выяснилось, что он еще и член партии «Правое дело». Вот ведь незадача!
В Белгородской области из 13 региональных партийных организаций кандидатов в губернаторы выдвинули лишь четыре: «Единая Россия», ЛДПР, «Патриоты России» и «Правое дело». Всех четверых и зарегистрировали.
В Новгородской области, где 11 партий имеют региональные отделения, выдвинуты были 7 кандидатов в губернаторы. Четверым в регистрации отказали, остались претенденты от «Единой России», ЛДПР и «Патриотов России».
В Рязанской области, в которой региональные отделения есть у 16 партий, кандидатов выдвинули десять. Однако три партии кандидатов выдвинули, но сработали упомянутый муниципальный фильтр и различные политические маневры. В результате к дню голосования в списке претендентов остались представители «Единой России», КПРФ, ЛДПР, Партии пенсионеров России и «Правого дела».
Словом, все идет к тому, что выборы губернаторов 14 октября вполне могут оставить на своих местах прежних «назначенцев», а все они от «Единой России». Ведь основные соперники «единороссов» в большинстве регионов активную кампанию не ведут, лишь нарабатывая «ресурс известности» на будущее. Фактически эти выборы явятся своего рода соревнованием между кандидатами-»единороссами» – кто больше голосов получит в своем регионе.
Партийный спектр гораздо богаче на выборах региональных парламентов. В Северной Осетии списки кандидатов выдвинули 18 политических партий, в Удмуртии – 11, в Краснодарском крае – 17, в Саратовской области – 14. Среди участников выборов кроме «тяжеловесов» есть и новички: «РПР – ПАРНАС», «Города России», Демократическая партия России, «Коммунисты России», экологическая партия «Зеленые», Партия социальных сетей, Коммунистическая партия социальной справедливости, Партия свободных граждан и даже Пиратская партия. В общем, попробуйте-ка разберитесь в этом многопартийном цветнике. Как говорится, демократия на марше.
* * *
Не стоит, однако, забывать о главном – о том, что качество и эффективность власти определяются не только и не столько правилами проведения избирательных кампаний, сколько требовательностью к избираемой власти самих граждан. Важно, чтобы эта самая «марширующая демократия» стала рано или поздно и «демократией участия», когда мы жестко спрашиваем накануне принятия нашими избранниками очередного бюджета отчет об исполнении ранее принятого. И сравниваем, сколько денег выделено на зарплату медсестрам и сколько на покупку «навороченных» чиновничьих автомобилей.
А что думают о демократии жители тех регионов, которые будут голосовать 14 октября, мы узнаем не только по партийной итоговой процентовке, но и по цифрам участия россиян в голосовании.
Сергей ВОРОБЬЕВ,
эксперт Центра развития политической культуры
эксперт Центра развития политической культуры
Комментариев нет:
Отправить комментарий