понедельник, 30 января 2012 г.

ДЕМОКРАТИЯ. МОНАРХИЯ. ОЛИГАРХИЯ.

Г.И.Трубников.
ДЕМОКРАТИЯ. МОНАРХИЯ. ОЛИГАРХИЯ.

Термин «монархия» употребляется, когда мы говорим о ФОРМАХ государственного устройства, определяемых законом. Существует две основных формы  государственного устройства – МОНАРХИЯ (власть передается по наследству) и РЕСПУБЛИКА (выборность и периодическую сменяемость всех высших должностных лиц государства и всех властей). Есть и промежуточные формы – АРИСТОКРАТИЯ и ДИКТАТУРА. Смею предположить, что разговор у нас пойдет именно о диктатуре, грозящей нам.
Что касается ДЕМОКРАТИИ, то о ней мы упоминаем, когда говорим о политическом режиме – совокупности методов, приемов и средств осуществления политической власти. Здесь мы выделяем три основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Эти общеизвестные вещи я напоминаю для того, чтобы обозначить свою позицию по вопросу об изменении Конституции: форму государственного правления изменить можно, изменив основной закон, но для изменения политического режима это не достаточно и не обязательно.   
Демократический режим складывается из взаимодействия правового государства и гражданского общества. Режим этого взаимодействия, подчинение как государства, так и гражданского общества общим правовым нормам называется  конституционализмом. Это понятие отличается от всем понятого слова  конституция. Речь не идет только о тексте основного закона и об институтах, которые существуют на его основе. Речь идет о конституционном движении, представленном социальными элементами, которые выступают за ограничение абсолютной монархической или диктаторской власти. Государство создается людьми для своей защиты – от кого? Разумеется, от внешних агрессоров и от преступников. Но, оказывается, нужно побеспокоиться еще о защите собственных прав от самого государства.  Конституция существует на бумаге, а конституционализм – в жизни. Конституция может оказаться бумажкой, если в стране нет конституционализма.
 Конституционализм – это созревшая в обществе идея правового государства. Всякая значимая идея имеет под собой религиозные и философские корни, которые уходят глубоко в почву национальной культуры. Конституционализм вырос на богатейшей духовной почве европейского христианства и связан с последним тысячами явных и неявных нитей. Права граждан и защитные барьеры от посягательств на них государства в Европе завоевывались веками, монархи и диктаторы делились властью нехотя и постепенно.
Идея в новой для нее среде проходит непростой путь: сначала увлекает, затем отторгается, чтобы после воскреснуть, но уже как часть новой духовной ауры. Именно такой путь сегодня проделывает в России конституционная идея. Принятая с энтузиазмом в начале 90-х, она оказалась постепенно отодвинутой в массовом сознании на второй план и сегодня переживает сложный период «врастания» в новую для нее культурную почву. Поэтому главной заботой для социально активного человека должна быть забота о почве, т.е. о широко понимаемом просвещении, о культуре.
Гражданское общество не строится, а выращивается. Ведь это очень разные занятия – строительство и земледелие. Здание – дело исключительно его творца – от первого архитектурного эскиза до последнего гвоздя. Сад, огород, поле – это все природа, человек здесь может только что-то подправить. Здание стоит на фундаменте, растение на корнях. Строительство можно закончить к любому назначенному сроку, срок сбора урожая никакими постановлениями не приблизишь. Строитель сделает так, как ему скажет владелец здания, земледельцу указывать бессмысленно: он лучше всех знает, что и как растет в его саду. Строительство можно приостановить на любой срок, земледелие требует непрерывного, ежедневного труда. Построить приличный дом одному невозможно, садовник в принципе может много сделать и без помощников.
К 1985 году гражданское общество у нас просто отсутствовало. Было население, подвергнутое при коммунистическом тоталитаризме самому настоящему геноциду, т.е. отрицательной селекции.
 Первый этап произошедшей мирной революции
а) имел стихийный, а не конспиративный характер,
б) был подготовлен деградацией тоталитарного режима,
в) инициирован сверху,
г) осуществлялся крайне малочисленной  прослойкой  общества 
д) под  прикрытием высших  государственных лиц,
е) при растерянности номенклатурного класса,
ж) при полном непонимании происходящего со стороны масс.

В течение 90-х годов в России произошла полномасштабная социально-экономическая  революция, со всеми ее характерными чертами. Радикально изменилась система политических институтов и экономических отношений. Выборы стали действительными выборами, а не голосованием за единственную кандидатуру. Восстановлено право на частную собственность и созданы институты рыночной экономики.  Такая революция имеет право называться либеральной.
Конституция 1993 года установила в стране президентскую форму правления. Я являюсь последовательным ее сторонником. При незрелом гражданском обществе и, соответственно, при отсутствии политической культуры парламент всегда будет копией народа и поддерживать застой, в то время как президент, пусть даже авторитарный, может оказаться лидером, идущим на полшага впереди общества.
Просвещенный авторитаризм – это этап на пути к демократии.
Режим  Путина – увы, не просвещенный авторитаризм. Скорее всего, его можно назвать ОХЛОКРАТИЧЕСКИМ, ибо его главный принцип – подчиняться толпе, угождать большинству, иметь высокий избирательный рейтинг. Одновременно это бюрократический, всегда коррупционный режим, чиновничество – его единственная опора.

Режим Ельцина часто называют ОЛИГАРХИЧЕСКИМ, и я готов принять этот термин, не окрашивая его в негативный цвет. Да, Ельцин опирался на частный капитал, именно этим он и вызывает ненависть маргинального большинства. Ненависть к капиталистам и кулакам по-прежнему сильна в народе, он никак не может осознать, что частный капитал – это тоже институт гражданского общества, т.е. союзник в противостоянии государству. Арестовав, изгнав из страны, запугав представителей крупного капитала на радость пролетариям, Путин совершил, наверное, самый большой свой грех перед страной, перед гражданским обществом.
Сегодня, весной 2012 года, у нас есть шанс закончить путинский период нашей истории. В социальной жизни появился совсем новый фактор: интернет, нарушивший монополию телевидения в воздействии на общественное сознание. Мы видим неуклонное падение рейтинга Путина. Обозначилось недовольство Путиным в неоднородной управленческой верхушке. Среди кандидатов в президенты появился отважный представитель крупного частного капитала. Попадание Прохорова во второй тур не может пройти бесследно даже в случае победы Путина. Мирное радикальное изменение режима вполне возможно.
29.01.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий